Режимы работы экспертных систем
Экспертная система работает в 2-ух
режимах: режиме приобретения знаний и в режиме консультаций (именуемом еще
режимом решения или режимом пользования экспертной системой).
В режиме приобретения знаний общение с экспертной системой исполняет эксперт. В
этом режиме эксперт, применяя компонент приобретения знаний, заполняет систему
знаниями, которые позволяют экспертной системе в режиме консультаций без помощи
других решать задачи из проблемной области. Эксперт обрисовывает проблемную
область в облике совокупы данных и правил. Данные определяют объекты, их
свойства и значения, имеющиеся в области экспертизы. Правила определяют методы
манипулирования с данными, соответствующие для рассматриваемой области.
В режиме консультации общение с экспертной системой исполняет конечный пользователь, которого интересует итог и метод его получения. Необходимо подметить, что в зависимости от назначения экспертной системы пользователь может не быть специалистом в предоставленной проблемной области или быть специалистом в этом случае пользователь может сам получить итог. Он обращается к экспертной системе с целью убыстрить процесс получения результата или возложить на экспертную систему рутинную работу. Следует выделить, что термин " пользователь " является многозначным, так как использовать экспертную систему, не считая конечного пользователя, может и специалист, и инженер по знаниям, и программист.
В режиме консультации данные о
задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в
рабочую память. Решатель на базе входных данных из рабочей памяти, общих данных
о проблемной области и правил из базы знаний формирует заключение задачи.
Хорошо построенная экспертная система обязана иметь возможность самообучаться
на решаемых задачах, пополняя автоматически свою базу знаний плодами
приобретенных выводов и решений.