Режимы работы экспертных систем

Экспертная система работает в 2-ух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме консультаций (именуемом еще режимом решения или режимом пользования экспертной системой).
В режиме приобретения знаний общение с экспертной системой исполняет эксперт. В этом режиме эксперт, применяя компонент приобретения знаний, заполняет систему знаниями, которые позволяют экспертной системе в режиме консультаций без помощи других решать задачи из проблемной области. Эксперт обрисовывает проблемную область в облике совокупы данных и правил. Данные определяют объекты, их свойства и значения, имеющиеся в области экспертизы. Правила определяют методы манипулирования с данными, соответствующие для рассматриваемой области.

В режиме консультации общение с экспертной системой исполняет конечный пользователь, которого интересует итог и метод его получения. Необходимо подметить, что в зависимости от назначения экспертной системы пользователь может не быть специалистом в предоставленной проблемной области или быть специалистом в этом случае пользователь может сам получить итог. Он обращается к экспертной системе с целью убыстрить процесс получения результата или возложить на экспертную систему рутинную работу. Следует выделить, что термин " пользователь " является многозначным, так как использовать экспертную систему, не считая конечного пользователя, может и специалист, и инженер по знаниям, и программист.

В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель на базе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной области и правил из базы знаний формирует заключение задачи.
Хорошо построенная экспертная система обязана иметь возможность самообучаться на решаемых задачах, пополняя автоматически свою базу знаний плодами приобретенных выводов и решений.